Портал уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи


Вход через ЕСИА

Данный раздел содержит информацию о порядке проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами установленных требований
Общая информация
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 №976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с Правилами аккредитации удостоверяющих центров (утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 23 ноября 2011 г. N 320):

Виды и периодичность проверок соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы
1. В целях осуществления контроля соблюдения требований Федерального закона об электронной подписи уполномоченный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки.
2. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого уполномоченным органом ежегодного плана проведения плановых проверок.
3. В ежегодном плане проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
 - наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
 - цель и основание проведения каждой плановой проверки;
 - дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
 - наименование уполномоченного органа.
Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются в органы прокуратуры в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
3. Утвержденный руководителем уполномоченного органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечения трех лет со дня предоставления УЦ аккредитации.
5. Основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения УЦ ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований Федерального закона об электронной подписи;
поступления в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о нарушениях Федерального закона об электронной подписи;
приказ руководителя уполномоченного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
6. Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение аккредитованным УЦ требований Федерального закона об электронной подписи, а также исполнения ранее выданного предписания УЦ (в случае проведения внеплановой проверки).
7. Проверки проводятся в документарной и выездной форме. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных настоящим разделом, не может превышать двадцать рабочих дней.

Порядок проведения проверки
1. Правовым основанием проведения проверки является приказ руководителя уполномоченного органа (выездная проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя уполномоченного органа).
2. В приказе руководителя уполномоченного органа указываются:
 - наименование уполномоченного органа;
 - фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
 - наименование УЦ, место нахождения УЦ (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и места фактического осуществления деятельности УЦ, проверка которого проводится;
 - цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
 - правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования Федерального закона об электронной подписи;
 - сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
 - перечень документов, представление которых УЦ необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
 - даты начала и окончания проведения проверки.

Проведение документарной проверки
1. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами уполномоченного органа в первую очередь рассматриваются документы УЦ, уже имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о действиях, осуществленных в отношении такого УЦ.
2. В случае если достоверность сведений, содержащихся в данных документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение УЦ обязательных требований, уполномоченный орган направляет в адрес УЦ мотивированный запрос с требованием представить следующие необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы:
 - техническую и эксплуатационную документацию на средства электронной подписи и средства УЦ, используемые УЦ;
 - документы, утвержденные проверяемым УЦ, регламентирующие порядок реализации функций удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей удостоверяющего центра, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в сфере использования электронной подписи, в том числе документы, регламентирующие процедуру выдачи квалифицированных сертификатов;
 - финансовая документация (бухгалтерский баланс, иные документы, устанавливающие стоимость чистых активов удостоверяющего центра, а также наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме, не менее полутора миллионов рублей);
 - кадровая документация, включая копии трудовых договоров работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей (с приложением должностных регламентов) и копии документов работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей о высшем профессиональном образовании в области информационных технологий или информационной безопасности (диплом установленного государственного образца) или копии документов о прохождении переподготовки или повышения квалификации по вопросам использования электронной подписи (свидетельства установленного образца);
 - необходимые для осуществления предусматриваемой Федеральным законом об электронной подписи деятельности лицензии и иные разрешительные документы.
3. При проведении документарной проверки уполномоченный орган не вправе требовать у проверяемого УЦ сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), в том числе федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, органов муниципального контроля.

Проведение выездной проверки
1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах УЦ сведения, а также соответствие их работников и технических средств УЦ, оказываемых УЦ услуг требованиям, установленным Федеральным законом об электронной подписи.
2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения аккредитованного УЦ, и (или) по месту фактического осуществления деятельности УЦ.
3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах УЦ, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, подтверждающих его соответствие требованиям Федерального закона об электронной подписи или проверить выполнение УЦ требований предписания уполномоченного органа.
4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами уполномоченного органа, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица УЦ с приказом руководителя уполномоченного органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций и, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель УЦ, обязаны предоставить должностным лицам уполномоченного органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые УЦ при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым УЦ техническим средствам и программному обеспечению.
6. Уполномоченный орган вправе привлекать к проведению выездной проверки аккредитованных УЦ экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. К проведению выездной проверки аккредитованных УЦ могут также привлекаться сотрудники иных органов государственной власти в пределах их компетенции. С целью подтверждения соответствия использования аккредитованным УЦ средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, требованиям технической и эксплуатационной документации, к проведению выездной проверки аккредитованных УЦ привлекаются сотрудники федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Итоги проведения проверки
1. По результатам проверки должностными лицами уполномоченного органа, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
 - дата, время и место составления акта проверки;
 - наименование уполномоченного органа;
 - дата и номер приказа руководителя уполномоченного органа;
 - фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
 - наименование проверяемого аккредитованного УЦ, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;
 - дата, время, продолжительность и место (места) проведения проверки;
 - сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
 - сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
 - подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
2. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю УЦ под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя УЦ, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного органа.
3. В случае выявления несоблюдения аккредитованными УЦ требований Федерального закона об электронной подписи уполномоченный орган по окончании проведения проверки выдает УЦ предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостанавливает действие аккредитации УЦ на данный срок с внесением информации об этом в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, аккредитация которых приостановлена.
4. В случае выявления неустранения нарушений УЦ в установленный в предписании срок, уполномоченный орган аннулирует аккредитацию УЦ, вносит соответствующую информацию в перечень удостоверяющих центров, аккредитация которых аннулирована и направляет в УЦ уведомление об аннулировании аккредитации с указанием причин.

Планы проверок
На данный момент запланированные проверки отсутствуют.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7
Справочная: (495) 771 8100
Адрес электронной почты: office@minsvyaz.ru